понедельник, 24 ноября 2014 г.

                                                        Учитель! Перед именем твоим
                                                        Позволь смиренно преклонить колени!
                                                                                              Н.А.Некрасов

         Профессия учителя, на мой взгляд, одна из важнейших, ведь «мы все родом из детства»,  все мы вышли из школы. Повезет тому,  кто встретит на своем пути настоящего учителя: знающего, умеющего, чуткого, доброго, тактичного…
         В далеком 1989 году, когда я окончила среднюю школу, большого выбора для поступления в вуз не было: «пед», «мед» и «сельхоз».  Поступила  в педагогический институт, думала, получу высшее образование (« корочки», как мы их называли) и пойду работать куда-нибудь в офис, но только не в школу. Судьба распорядилась иначе: не я нашла профессию, а профессия нашла меня, как бы ни банально звучала эта фраза. Я учитель, работаю в школе и ни о каких офисах уже не думаю.
         Почему же не каждый человек, получивший педагогическое образование,  - учитель? «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности», - писал Максим Горький. Видимо, причина в этом, не каждый просто учитель по диплому любит детей, обладает запасом терпения, чуток и осторожен. Я горжусь тем, что  пришла работать в школу, что в моей трудовой книжке о приеме на работу только одна запись от 16 августа 1995 года: « Принята учителем русского языка и литературы в среднюю школу №12 Курчатовского района города Челябинска», здесь я тружусь по сей день, горжусь тем, что в 90-ые годы, когда зарплата педагога была мизерной, и я плакала, когда получала деньги, не убежала в более «сытое» и спокойное место.
         Не все разделяют мое стремление быть учителем, даже близкие люди. Дядя (инженер с высшим образованием, директор небольшого предприятия), например, считает нашу работу наилегчайшей: «Дети, откройте тетради…» - «Дети, закройте тетради…». Даже не хочу ему объяснять, что между этими двумя действиями 45 минут с детьми нужно что-то делать: уделить каждому максимум внимания, научить,  ответить на вопросы, выслушать, поправить, помочь, заставить, повысить, если надо, голос, похвалить, поставить оценку, порадоваться успеху, следить за дисциплиной. И так каждый день.
Моя мама не против, чтобы я сменила профессию. Она мне всегда говорит: «Как ты работаешь в этой школе (имея в виду любую школу)? Я бы не смогла!?»
         Получается, учитель – профессия для избранных, не каждый, получивший педагогическое образование, хочет стать им, а, главное, сможет ли?  Мне же нравится постоянное стремление узнавать что-то новое, идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, иначе ты не будешь интересен ни коллегам, ни детям, ни их родителям. Я очень рада, что время, когда учитель ассоциировался с вечно замотанной,  раздраженной женщиной, «училкой» с хвостиком на затылке и большими очками в роговой оправе, прошло. Сейчас учитель – это хорошо одетый, ухоженный человек, интересующийся историческим, культурным  и литературным процессами, владеющий основами компьютерной грамотности. «Сколько бы ты ни жил, всю жизнь следует учиться», - слова древнеримского философа Сенеки, которые являются для меня руководством к действию.
         Почему я не ухожу из школы? Что меня держит ней? Зарплата педагогов сейчас неплохая, это да. Коллектив дружный, сплоченный, конечно. Но самое главное – я не могу предать детей, которые  пришли ко мне. Процесс обучения и воспитания бесконечный, и я  уже не в силах его прервать.
         А как найти путь к сердцу ребенка, как не обидеть и не поранить его неокрепшую детскую душу? Ответ прост: протяни руку, не отталкивай, распахни свою душу, будь примером, образцом для подражания, ведь ученики все видят, чувствуют, замечают, они объективнее нас, взрослых.
         А самое главное – «не навреди». Раньше я считала, что это касается исключительно врачей, считала, что их работа более тяжелая и ответственная, ведь в их руках не только здоровье, но и жизнь человека, самое ценное на земле. Но мудрость приходит, конечно же, с годами. Теперь  понимаю, что я не только «в ответе за тех, кого приручила», но и к моей деятельности,  к работе можно применить данный принцип: «Не навреди». Особенно остро это относится ко мне, учителю русского языка и литературы, ведь, как писал поэт Вадим Шефнер:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
Одно неосторожное слово, упрек, необоснованный выпад со стороны учителя, и последствия могут быть непредсказуемыми, поэтому учитель должен быть чуток и тактичен по отношению к своим воспитанникам, чтобы не потерять любовь и уважение, не оттолкнуть, не разочаровать ученика.
         В XXI веке, веке глобализации,  компьютеризации и других «аций» родителям многих ребят некогда воспитывать своих чад, уделять им максимум внимания: кто-то сутками напролет пашет, зарабатывая деньги, кто-то устраивает свою личную жизнь, кто-то пьет, поэтому часто в наше время учитель становится чуть ли не реальной «второй мамой» для детей, порой проводя с ребенком больше времени, чем родители:

Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
С едва заметной сединой
На темно-русой прядке
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
И любишь ты, как он, как я,
Ее – и скажем прямо:
- Она – вторая мать твоя,
А кто не любит маму?
         Подводя итоги, хочу сказать,  как важно уметь создать атмосферу доброжелательности, комфорта в классе, на уроке, чтобы ребенок каждый день торопился в школу, чтобы каждый день хотел узнать что-то новое, сделал хотя бы маленькое, но свое открытие и радовался ему, чтобы после школы сумел адаптироваться в этом сложном современном мире, с благодарностью вспоминая своего Учителя.






Комментариев нет:

Отправить комментарий